Как разобраться в типах организационных структур?

ico

Этой статьей я хочу начать новую рубрику — «Сложные вещи в менеджменте простым языком». Зачем эта рубрика. Сталкиваюсь с достаточно интересными подходами в менеджменте, эти экспертные подходы достаточно сложны для понимания, и в то же время могут быть очень полезны для бизнеса, даже при самостоятельном понимании руководителя. Данная статья касается типов организационных структур и написана по результатам прочтения книги Генри Минцберга «Структура в кулаке». Книга скорее для специалистов, и читается тяжело, но представляет на мой взгляд огромную ценность. Итак:

По-английски название книги звучит как «Structure in fives», — «Структура в пятерне», в названии содержится аллюзия с пятью организационными структурами, которые встречаются в бизнесе.

  • Простая структура (или management by boss). Это вертикальная централизованная структура, во главе которой стоит босс или несколько руководителей, который является главным центром принятия решений и источником власти (Самая частая структура в малом или зарождающемся бизнесе).
  • Механистическая бюрократия. Это бизнес-структура основанная на стандартизации процессов. Компании в которых стандартизуют поведение сотрудников, жестко регламентируют действия. Примерами такой структуры являются все массовые производства, по такому принципу построены почти все крупные корпорации. Тут власть от верхушки уже распределяется ещё и аналитическому аппарату (бизнес-аналитики, контролёры, которые контролируют операционное ядро и т.п.) и вспомогательному персоналу (столовая, бухгалтерия и т.п.).
  • Профессиональная бюрократия. Компания в которой стандартизируются не поведение, а навыки сотрудников. Примером таких компаний являются любые компании в сферах требующих сложных профессиональных навыков, поведение таких специалистов невозможно стандартизовать (больницы, институты, юридические компании, консалтинговые фирмы и т.д.) Поэтому стандартизируются навыки (врачи, юристы и т.п.). Тут большой властью обладают непосредственно эти профессионалы.
  • Дивизиональная структура. Примером её может служить компания с дивизионами (отделениями обладающими определённой автономии). А внутри каждого дивизиона, мы можем наблюдать одну из оставшихся четырех структур.
  • Взаимное согласование. Это наиболее демократическая из всех структур структура. Это структура, в которой власть в равной степени принадлежит многим сотрудникам операционной деятельности, а координация достигается путем взаимного согласования. По такому принципу строятся компании, где необходимо решение максимально творческих / непредсказуемых задач. Примерами могут быть — современные технологичные стартапы, структура NASA во время программы полёта на Луну и т.п.

В силу решаемых компанией задач и внешней среды, её структура будет тяготеть к одной из данных пяти структур, в силу того, что она подходит ей лучше всего. Каждая структура имеет свои преимущества и недостатки: например, механистическая бюрократия очень эффективна на стабильном рынке, где нужно производить стандартную продукцию (стандартизированные услуги) по наиболее дешевой цене, но плохо применима на изменчивом рынке, где необходимо постоянно вносить изменения в продукт, или в работе по оказанию услуг профессионалами.

Какая же практическая польза от этих знаний?

  • Я считаю, что тот, кто понимает, как устроен мир, тот им владеет :). Задумайтесь о том, не служат ли вам неудачным примером при построении вашей компании ориентация на тип структуры больших корпораций. Успешные корпорации у всех на виду, поэтому владельцы малого бизнеса часто стараются брать их за образец, хотя эта структура подходит далеко не для всех задач.
  • Для более глубокого понимания — распределение властных полномочий внутри компании. Скажем, руководитель дивизиона чаще будет иметь больше полномочий для принятия решений в рамках принятого бюджета, чем руководитель даже более высокой должности в иерархии механистической бюрокартии, где всё стандартизировано. Отсюда можно сделать вывод, с кем вести переговоры, кто реальный ЛПР, а с кем не нужно тратить драгоценное время, оценить свои карьерные возможности внутри своей организации, ну и так далее.
назад в блог