Целеполагание. Инструкция успешного бизнеса

ico

Правильное целеполагание – это основа успешного бизнеса. И начинается оно с видения. Вы должны представлять максимально ярко и реалистично, какой вы видите компанию и куда вы хотите ее привести. Тогда вы сможете передать искру, замотивировать своих сотрудников, вселить уверенность и желание действовать.

Для этого минимум раз в год вы должны отвечать на ряд вопросов.

Рассмотрим подробнее.

На какие вопросы должен ответить каждый собственник

  • Каким вы видите будущее своей компании через 1, 3, 5, 10 лет? Что организация будет собой представлять, какое место занимать на рынке (по обороту, качеству продукции, инновациям, темпу роста и т.д.)?
  • Сколько сотрудников планируете нанять?
  • Где будет компания представлена?
  • Какую планируете модель: франчайзинг, свои филиалы, представители, дистрибьюторы?
  • Планируется ли расширение? Если да, то каким образом: через розничные или оптовые продажи?
  • Какие системы будут внедрены в компании?

После того, как вы ответите на эти вопросы, результатами поделитесь со своими коллегами.

Итак, вопросы есть. Но важно ничего не упустить. Каждая деталь имеет значение. Рассмотрим стадии движения к видению.

Стадии движения к видению

1. Что планируете на рынке во внешней среде?

Открыть филиал, запустить магазин, выпустить продукцию - все то, что увидит рынок. Пропишите сроки. После этого нужно назначить ответственных и составить графики для дальнейшего детального планирования.

2. Что планируете внутри организации?

Нанять сотрудников в отдел продаж, внедрить кадровую политику, разработать маркетинговую стратегию, внедрить систему бережливого производства и т.д. Назначьте ответственных, пропишите сроки и дальнейшее детальное планирование.

Видение, как правило, составляют собственники. Но могут привлечь для этого и ТОП-менеджеров.

После того, как вы составили видение, пропишите цели.

Какие цели на год должен поставить каждый собственник:

  • Выручка
  • Прибыль
  • Рыночные цели. Продажи и маркетинг. Доля рынка, опередить конкурентов, создать преимущества, позиционирование. Что должны сделать за год.
  • Цель по продукту /услуге/ производству. Как изменить себестоимость продукта, его характеристики.
  • Цели по процессам, в т.ч. по управленческим. Оптимизировать орг. структуру, убрать лишнее управление, улучшить показатели процесса и т.д.
  • Цели по персоналу. Снизить уровень текучести, повысить уровень квалификации, внедрить систему внутреннего обучения персонала, изменить систему мотивации и т.д.

Все указанные цели нужно друг с другом сбалансировать. Организуйте встречу сотрудников, принимающих решения, чтобы обсудить результаты. Часть целей отойдут в сторону. Возможно, вы к ним вернетесь через год. Остальные нужно выписать. После этого назначьте ответственных и составьте бюджет. Эта стратегическая сессия может занять 2-3 дня. Можете пригласить на помощь консультантов, модераторов.

Ну и напоследок, ко всем оставшимся задачам нужно привязать цели сотрудников. Важно создать такую систему мотивацию, при которой их ежемесячные планы и оплата труда будут привязаны к целям компании.

Подведем итог

Как выглядит сессия стратегического планирования.

  • Обновляем видение компании на год вперед.
  • Составляем 6 целей компании.
  • Делаем swot-анализ целей.
  • Составляем план развития бизнеса.
  • Назначаем ответственных, продумываем сроки и составляем бюджет.

Правильное целеполагание – сложный, но крайне необходимый для успешного бизнеса процесс. Не стоит им пренебрегать. Но не думайте, что результат будет выглядеть так, как вы его спрогнозировали. Задача каждой сессии стратегического планирования - научиться делать это с каждым разом точнее и лучше. Понятно, что конечная цель каждого бизнес-проекта – получение прибыли. Но важно не просто желание заработать деньги, а понимание того, КАК вы это будете делать.

назад в блог