Когда предпринимателю в голову (самостоятельно ли, или в результате некоего обучения или чтения бизнес-литературы) приходит мысль о том, что оказывается можно платить не за процесс, а за результат, то обычно это воспринимается с большим воодушевлением.
«Как потопаешь, так и полопаешь!» - мы же всю жизнь это знали, с воодушевлением говорит он. Но по практике, часто внедрение KPI заканчивается провалом даже в крупных компаниях с опытными менеджерами.
Я постарался описать типовые ошибки при внедрении этого, в целом, очень полезного инструмента. (Хотя мы в нашей консалтинговой практике используем его и с существенными изменениями).
Итак,
Внедрять KPI в отрыве от стратегических целей компании, а точнее, когда они не определены. Пояснение: если не определены цели всей системы в целом, цели отдельных звеньев системы могут наносить ущерб целям компании, а также противоречить целям других звеньев.
Является, по сути, следствием из первой ошибки: нельзя разделять зоны ответственности за доходными и расходными частями показателей — уменьшать расходы проще, чем увеличивать доходы, особенно если уменьшение расходов идет в ущерб увеличению доходов. Данная проблема проявляется во всей широте, если за разработку КПЭ отвечают финансисты. Они не знают как зарабатывать, но зато отлично знают как сокращать расходы.
Новая система материальной мотивации должна давать возможность заработать больше. Если это не так, то новая система демотивирует людей.
Надо дать шанс заработать больше.
Делать слишком сложные формулы, с большим количеством и малым весом слагаемых, которые невозможно запомнить исполнителю.
Классика жанра. Поручить расчёты KPI самому незанятому и не квалифицированному сотруднику.
Попытаться измерить неизмеримые показатели. Не всё можно померить, но всё можно оценить. Некоторые показатели и деловые качества нельзя измерить, но те показатели, которые нельзя измерить, всегда может оценить непосредственный руководитель подчинённого.
Относится к этому инструменту как к единственному управленческому механизму. Пояснение: внедрение KPI не подразумевает отмены управления по заданиям, регламентам и бизнес-процессам, а также управления на основе ценностей. Необходимо использовать все инструменты одновременно. KPI важны, - но не нужно относиться к ним, как к панацее.
Оставьте свой номер телефона и мы перезвоним Вам!